Герб РСФСР — первый по времени появления среди гербов союзных республик. В течение послереволюционного пятилетия он наряду с Красным знаменем воспринимался как самый яркий и выразительный символ Советской страны.
В гербе России, введенном Конституцией 10 июля 1918 года и изготовленном впервые для печати Председателя Совнаркома В. И. Ленина 26 июля 1918 года (эту дату и можно считать днем рождения герба), нашли художественное воплощение новые социалистические символы труда, союза рабочих и крестьян, интернационализма, народного достояния Родины, ее силы и могущества, ее светлого будущего.
Идейное авторство в создании этих символов принадлежало партии большевиков, ее руководителям. И это вполне закономерно. Рождение атрибутов социалистического государства было невозможно без нового, марксистского, философского их осмысления. Эмблемы, как известно, есть «нарисованные идеи», и они не могли создаваться людьми, жившими старыми представлениями. Эмблематическое и художественное воплощение новых символов было результатом творчества известного графика С. В. Чехонина. Основные графические элементы советской символики — серп и молот, восходящее солнце, золотые колосья — простые, ясные и такие, казалось бы, естественные, были созданы Чехониным в процессе отбора сотен вариантов и эскизов.
Серп и молот: самая лаконичная и простая, самая четкая эмблема союза двух трудящихся классов — рабочих и крестьян. Идея молота как символа пролетариата была ко времени Октябрьской революции всеобщей и шла непосредственно из революционной поэзии периода 1905—1907 годов. Например, она ярко выражена в стихотворении Ф. Шкулева «Мы — кузнецы, и дух наш молод». Что же касается серпа, то он как бы равнялся молоту рабочего, а графически был выразителен , и удобен для изображения, одномасштабен с молотом. Сочетание изображений этих орудий как эмблем труда, символов рабочего класса и крестьянства, совмещение их на одном геральдическом поле (щите) с трактовкой как союза двух классов явилось нововведением в мировую геральдику. Эмблема серпа и молота стала у нас главной, вошла в сокровищницу советской эмблематики.
Золотое восходящее солнце, заливающее землю яркими лучами: символ счастья и светлого будущего нашей страны.
Золотые колосья: символ народного богатства, животворной силы и плодородия нашей Родины, мирной мощи и могущества Советской России. Таких колосьев в гербе 14 — по числу крупных национально-территориальных единиц, составивших первоначально в 1917 году Российскую Федерацию.
В 1978 году, спустя 60 лет после его создания, герб РСФСР согласно новой Конституции пополнился еще одной эмблемой — красной пятиконечной звездой, обведенной двумя каймами — белой и золотой. До этого времени его сохраняли в том виде, в каком он был принят и утвержден лично В. И. Лениным. При жизни Владимира Ильича красная звезда еще не была государственной эмблемой, а являлась военной эмблемой Красной Армии.
Лишь с конца гражданской войны красная звезда (а она была создана уже после герба РСФСР — в сентябре 1918 года) стала вводиться в гербы союзных республик. После Великой Отечественной войны лишь РСФСР и Украина не имели этой эмблемы в своих гербах. В 1949 году она была включена в герб УССР. В 1978 году по просьбе трудящихся, участвовавших в обсуждении новой Конституции, красная пятиконечная звезда была внесена в навер-•шие герба Российской Федерации.
В рисунке государственной эмблемы РСФСР в основном используются два цвета: красный — цвет революции — для полей щита и девизного щитка и золотой — цвет могущества — для четырех основных элементов герба. Кроме того, два цвета — черный и белый — используются как вспомогательные и дополнительные. Все надписи и контуры исполнены черным цветом — цветом черного металла («хлеба» промышленности) и матери-земли. Скупо, но с большим тактом и вкусом применен в рисунке герба белый цвет. Он заметен в отделке отворотов гербового щита, в основании стеблей колосьев, в кайме звезды. Это древний национальный цвет России, цвет ее берез, русских снежных просторов, льняного полотна и кружев, цвет, символизирующий ясность целей и чистоту помыслов.
В. ПОХЛЕБКИН, кандидат исторических наук
|