Наше кино

Положение на сайте:   Главная Наше кино Киноактеры ► Лейла Абашидзе                 На главную        


Абашидзе Лейла Михайловна

(1 августа 1929)

Актриса, сценарист, режиссер.
Народная артистка Грузинской ССР (1964).
Народная артистка Чечено-Ингушской АССР (1964).
Народная артистка СССР.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за актерскую работу» за 1968 год
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за режиссуру» за 1972 год
Кавалер орденов Ленина, Красного знамени, Ордена Чести


В кино Лейла Абашидзе дебютировала еще школьницей в фильме "Каджана" (1941). Затем следуют эпизодическая роль Юты в фильме «Золотая тропа» (1945) и роль сиротки Назибролы в фильме «Колыбель поэта» (1947). В 1951 году она окончила актерский факультет Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели (курс Додо Алексидзе) и стала работать на киностудии «Грузия-фильм». Особый успех имела в запоминающихся комедийных ролях: задорная хохотушка Марина по прозвищу «Стрекоза» («Стрекоза», 1954), энергичная Лиа («Заноза», 1957).

В 1968 была удостоена приза Всесоюзного кинофестиваля за исполнение роли Нино в лирической драме "Встреча с прошлым", в 1971 - приза кинофестиваля в Карловых Варах за фильм "Ожидание", в котором исполнила роль Кетеван.

Обратившись к режиссуре, Лейла Абашидзе в 1981 поставила по собственному сценарию (совместно с Л. Челидзе) комедию «Тифлис-Париж и обратно», сыграв в ней главную роль Тен Шервашидзе.


Дарите славу звездам при жизни!

Перед гостиницей «Россия» на высоких флагштоках развевались пестрые шелковые полотнища стран – участниц IX международного кинофестиваля в Москве (1975 г.). О значимости кинофестиваля судят по количеству мировых звезд, представленных на нем. В этом плане IX-й был блистателен: Ричард Бартон, Марчелло Мастрояни, Тосиро Мифунэ, Радж Капур, Дин Рид, Даниэль Ольбрыхский... Как драгоценные камни, сверкали великие женщины мирового экрана – Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Джина Лоллобриджида, Марина Влади и входящая тогда в моду японская кинозвезда Комаки Курихара... Достойно, на равных, представляла свою страну и наша прославленная соотечественница Лейла Абашидзе.

На фестивале я присутствовала как специальный корреспондент грузинского бюллетеня «Новые фильмы». В то утро мы договорились встретиться с моей однокурсницей Лейлой в холле гостиницы, где к 11 часам собиралась вся кинематографическая тусовка. С антресолей прекрасно просматривался вестибюль. Ее я заметила сразу, в плотном окружении элитарного кинематографического Востока... Да и сама Лейла была похожа на сказочную принцессу из «Тысячи и одной ночи». Её экзотическая красота, прекрасная женская фигура, в зените своего очарования, затянутая в нежный, абрикосовый шелк, искусно повязанная чалма, ее вразлет агатовые глаза и брови, манящая, обворожительная улыбка, сверкающая жемчужным рядом безупречных зубов, волновали мужчин, приковывая к ней всеобщее внимание... Поистине у красоты и таланта нет возраста!

Памятный фестиваль принес нашей любимице не только славу, но и сюрпризы, хотя и приятные, но весьма щекотливые... Два финансовых магната, два мультимиллионера – египетский и мексиканский - сделали ей предложение руки и сердца. Египтянин дарил ей возможность иметь свою киностудию и возглавить её в качестве режиссера, продюсера, актрисы – с неограниченными полномочиями, взамен на согласие разделить его брачное ложе – с двумя первыми женами... Знаменитый мексиканский актер и режиссер, красавец мужчина Эмилио Фернандес – дарил ей себя и свои миллионы...

- Вне Родины для меня нет и не может быть творчества, я, как Антей, черпаю силы, фантазию и вдохновение только на родной земле. Самые прекрасные импульсы от чужеродной аудитории были бы для меня эпизодичны и мгновенны, – так размышляла Лейла по поводу этих фестивальных курьезов.

Да, такие цветы, как она, в чужую землю не пересаживают. Может, они и будут ярко цвести там, но... потеряют свой шарм и аромат.

Мне хочется ненадолго вернуться в прошлое, в далекий 1947 год, когда мы вместе поступали на кинофакультет. Надо сказать, что только заступничество Лейлы помогло мне стать студенткой, ибо факультет был грузинский, а язык в ту пору я знала слабо. Этот эпизод мне вспоминается так: когда я зашла в кабинет директрисы киноактерской школы О.Я.Чимакадзе, милой седой старушки, у стены скромно сидела красивая девочка с маленьким спортивным чемоданчиком на коленях. Заплетенные за уши косички по тогдашней моде были подняты наверх и связаны коронкой на голове. Огромные черешневые глаза, живые и выразительные, внимательно разглядывали меня, как бы оценивая. Когда разговор коснулся моего незнания грузинского языка, девочка вскочила, подбежала к столу и выдала такой монолог:

- Ольга Яковлевна, разве нам не нужны русские типажи! Их постоянно ищут то в Грибоедовском театре, то в ТЮЗе, то на «Мосфильме»... Почему бы нам не растить свои кадры? Посмотрите, какая она фотогеничная, красивая, рост, фигура, волосы – все соответствует! А за язык – не беспокойтесь, это я беру на себя! Будет она говорить по-грузински, выучит, ручаюсь!

- Ну... Если ты ручаешься, – разведя руки, с улыбкой сказала директор, - так уж и быть, возьмем ее, с испытательным сроком, на один год!

Лейла попала в точку. В те годы ни один фильм на студиях союзных республик не обходился без русских персонажей, и это была политика...Я не подвела мою учительницу. Я не только выучила язык, но и прекрасно овладела произношением, так что по окончании института была распределена в столичный грузинский театр, где с успехом проработала несколько лет.

С момента первой встречи нас связала сильная, верная, доверительная дружба двух кинофанаток. Одна из нас была начинающей, а вторая уже признанным, авторитетным профессионалом.

Наверное, не все, кто проходит мимо маленького дворика рядом с входом в бывший Кировский парк, знают, что в нем, в малюсенькой комнатке над керосиновой лавкой, провела свое детство и студенческие годы будущая звезда экрана. С детства на ее долю выпали тяжкие испытания. Семья Лейлы была жертвой репрессий 1937 года. Сибирь оставила свой отпечаток в нежной душе девочки. Это была та основа, тот мощный фундамент, на котором впоследствии, неожиданно для всех после яркого комедийного таланта, подаренного актрисой зрителю, в фильмах «Встреча с прошлым», «Ожидание» проявляется и ее глубокое трагическое дарование...

Когда киностудия объявила конкурс на роль Като в фильме «Каджана», павильон в день просмотра наводнила пестрая толпа нарядных детей: пышные шелковые платья, роскошные банты, локоны, лакированные туфли... Лейлу на кинопробы привела мамида, сестра отца. Девочка была в старом, выцветшем, застиранном платье, вместо локонов – самодельная домашняя стрижка, с неровными космами волос, падающими на глаза. На ногах – старые, стоптанные туфли неопределенного рыжего цвета... Носков не было вообще...

Разыгрывалась сцена, когда Като, потрясенная немотой брата, в которой сама же была повинна, бурно рыдает и просит Бога вернуть ему голос. Лейла сыграла этот эпизод с такой жизненной правдой такими бытовыми нюансами, выдала такую жаркую, искреннюю любовь к «брату» (Тенгиз Амиранашвили), что на несколько мгновений в павильоне воцарилась тишина. Когда все несколько успокоились, пришли в себя от этого творческого шока, режиссер Константин Пипинашвили подошел, обнял и приласкал девочку.

- Плачешь ты превосходно, а вот умеешь ли ты смеяться? Тут он рассказал смешную детскую история, и Лейла залилась безудержным смехом, который невозможно было остановить, так же, как нельзя было остановить плач...

- Ну вот! Перед вами будущая звезда драматического и комического кинематографа! – шутливо сказал режиссер. Какой пророческой оказалась эта фраза!... Так К.Пипинашвили стал ее крестным отцом в кино. Лейла снялась у него в четырех фильмах: «Каджана», «Золотая тропа», «Колыбель поэта», «На пороге жизни».

...По окончании первого курса из-за перепроизводства киноактеров и малого количества выпускаемых студией фильмов актерскую школу закрыли. Директор театрального института А.Хорава пригласил наш курс на собеседование и отобрал несколько человек для института, посадив их на II курс. В числе отобранных были я и Лейла...

Курс вел Додо Алексидзе. Так как нас стало много, на III курсе в помощь ему дали молодого режиссера, фронтовика Мишу Туманишвили и ассистента, студента режиссерского факультета Котэ Сурмава. Лейла попала в группу Миши Туманишвили. Она много играла в курсовых работах – отрывках спектаклей, вдумчиво постигала азы театрального искусства, несколько отличные от кинематографического, но не менее притягательные. Мне довелось играть с ней в спектакле по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Лейла выступила в роли Натальи Петровны. Я была свидетелем ее работы над образом. Наблюдать за этим процессом было чрезвычайно любопытно: каждый жест, фраза, поворот головы, взгляд многократно апробировались и только затем принимались или отвергались... На мой взгляд, школа «крупного плана кино» помогала ей естественней и достоверней доносить до зрителя переживания актера.

Закончив институт на красный диплом, Лейла по распределению попадает в театр Руставели. Еще не успев сыграть ни одной значительной роли, она снова получает приглашение сниматься в кино. Лейла выбирает колыбель своего детства – кинематограф.

Ее «Стрекоза» (режиссер С.Долидзе) оказалась по-настоящему летучей: она облетела весь мир! Актрисе сопутствовал невиданный успех. Не менее популярна была и «Заноза» (режиссер Н.Санишвили). Оба эти фильма роднили общие черты героинь: молодой задор, находчивость, острый юмор, я бы сказала, лихость - в лучшем понимании этого слова. Ее чудесная белозубая улыбка, задорный смех, беспредельное обаяние, которое волнами перекатывалось с экрана в зрительный зал, прямо наэлектризовывали зрителя...

В те годы фильмы на производственную тему должны были присутствовать в творческой биографии каждого уважающего себя актера. Не избежала этого и Лейла. Это была картина «Они спустились с гор». Производственный сюжет с оттенком драматизма в личных отношениях. Это была рядовая, нормальная, профессиональная работа, не рассчитанная на особый успех.

Следующий фильм стоит особняком в ее творчестве. Это «Майя Цхнетели» режиссера Резо Чхеидзе. Вот где талант Лейлы засверкал новыми гранями. Она сыграла грузинскую Жанну д’Арк, девушку в образе полководца, с мечом в руках отстаивающую независимость своей Родины. Перевоплощение было настолько полным, что даже мы, знающие ее, не верили, что этот юный воин – наша Лейла. По поводу этой метаморфозы однажды, много лет спустя в Москве, на вечере чествования мэтра грузинского кино Резо Чхеидзе, Лейла, выступая с присущим ей юмором, заметила, что автор, создавший Майю Цхнетели, уверовал в свое творение так, как Пигмалион в Галатею, но с обратным знаком. Лейла как прекрасная женщина и актриса больше им не воспринималась...

Юмор - юмором, но в действительности в творческой биографии актрисы был длительный простой. В самом расцвете сил, таланта и красоты поистине народная артистка остается без ролей, без работы. Кто совершил этот, выражаясь сегодняшним языком, теракт в ее судьбе? Кто возьмет на себя ответственность за совершенное?... Я думаю, история еще долго будет хранить молчание. Но все тайное становится явным. Прочтут и эту страницу. Позорную страницу... Еще до того как перед ней опустился «железный занавес», она успела сыграть свои лучшие роли. Явлением в грузинском кинематографе называют картину «Встреча с прошлым» (автор сценария и режиссер С.Долидзе). Фильм собрал блистательный актерский ансамбль: С.Закариадзе, В.Анджапаридзе, Г.Чохонелидзе, Э.Манджгаладзе, И.Хвичия, Т.Арчвадзе, Я.Трипольский, а исполнительницей центральной роли Нино стала Лейла Абашидзе.

В характере самой роли было заложено драматическое начало. Как воплотила этот образ Лейла, каким накалом шекспировских страстей напитала она свою героиню! Для зрительского восприятия это было потрясением.

В этой работе Лейла доказала, как многогранен, ярок и самобытен ее талант, какой степени зрелости он достиг. В 1968 году на МКФ в Каннах Лейла получает приз за лучшую женскую роль.

И снова Н.Санишвили дарит нам удовольствие от «Встречи в горах». Прекрасная музыка, неожиданные зигзаги сюжета фильма – все это держит зрителя в приятном возбуждении. А хевсурка Мзевинар и эстрадная певица Лали, которых играла Лейла, очаровали зрителей. Фотография Лали – Лейлы, с локонами за ушами, с дразнящей белозубой улыбкой – ушла в народ. Она стала атрибутом каждого дома тех лет, ибо ее вешали на видном месте, как произведение искусства...

Еще один фильм с драматической женской судьбой вплелся в ее биографию. Это «Ожидание» режиссеров Ш. и Н. Манагадзе. Лейла здесь выступает не только в главной роли, но и является соавтором сценария. Это драматическая судьба женщины, отдавшей Родине своих сыновей... В 1970 году фильм этот на МКФ в Карловых Варах получает приз.

Надо сказать, что Лейлу всегда притягивал процесс создания сценариев. Мне кажется, что так она стремилась компенсировать свою творческую, актерскую неудовлетворенность. В судьбе своих героинь она проигрывала все ситуации, которые захотела бы сама воплотить на экране. Вы будете удивлены, если узнаете, что нашумевший в свое время фильм Тенгиза Абуладзе «Чужие дети» был снят по варианту сценария Лейлы.

Как-то в газете она прочла очерк Александровой на этот сюжет. Он взволновал Лейлу, и она села за работу. Азартно, очень эмоционально она вжилась в судьбу этих детей и выстроила настолько профессиональный сценарий, что студия «Грузия-фильм» закупила его у автора и выплатила ей по договору аванс в десять тысяч рублей. Сценарий приглянулся Тенгизу Абуладзе. Именно в это время Лейла получает предложение от Резо Чхеидзе сняться в заглавной роли в фильме «Майя Цхнетели». Бросив все дела, Лейла уезжает в экспедицию, на съемки.

Абуладзе вынужден пригласить нового сценариста, так как роль сценариста не ограничивается при создании фильма только написанием текста. Он обычно активно включается в процесс кинотворчества и часто многое меняется в первоначальном варианте.

«Чужие дети» и «Майя Цхнетели» вышли почти одновременно. Конечно, Лейле было больно, что не она довела до конца свой замысел, но было и утешение: огромный успех ее новой картины и деньги, выданные студией авансом за авторскую работу над сценарием... Аналогичная судьба постигла и второй сценарий Лейлы, условно названный так – «Когда башни молчат...» А случилось это так: когда у Лейлы начался долгий вынужденный простой, она поступила во ВГИК, в мастерскую Чухрая на сценарный факультет. И снова в ее руки попадает очерк о драматической судьбе солдата-дезертира и матери, вынужденной спасать его на чердаке собственного дома. Лейла огрузинивает сюжет, переносит действие в далекую Сванети и выписывает для себя роль матери. Чухрай был в восторге от прочитанного (зрители помнят его фильмы «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Сорок первый»).

Маститый режиссер предлагает Лейле совместную работу над фильмом, но ставит условие – сюжет должен разворачиваться на русской основе, и роль матери должна играть русская актриса. Лейлу это не устраивает, и она отказывается. И снова ее вызывают на съемки. Актриса уезжает, а Чухрай приглашает Виктора Мережко.

Создается новый сценарий на русской основе с главной ролью для Нонны Мордюковой. Фильм был талантливо отснят. Нонна Мордюкова стала лауреатом Государственной премии СССР за роль матери. Так дважды великолепные сценарные проекты Лейлы остались ею не осуществленными, но принесли лавры и дивиденды другим...

- Это огорчает, - говорит Лейла, - но меня успокаивает мысль, что мое художественное чутье меня не подвело, и обе темы, их воплощение оказались блестящими... Но... с третьей попытки барьер был взят.

Лейла совместно со сценаристом Леваном Челидзе пишет сценарий «Тифлис - Париж и обратно». Наконец ей выдалась возможность реализовать себя в трех ипостасях: сценариста, режиссера и исполнительницы главной роли. Авторский фильм давался ей нелегко: дебютировать одновременно в трех качествах под силу очень опытному мастеру – среди них были Чарли Чаплин, Витторио де Сика...

К участию в фильме Лейла пригласила своих талантливых однокурсников. В основе сюжета лежала фанатичная любовь к родине, гражданская, патриотическая позиция. Легкость, фривольность сюжета не мешали этой основе ярко высветиться, так что московская цензура сделала десять замечаний по поводу такой анатомии любовных чувств к Грузии...

Фильм был наполнен интересными актерскими и режиссерскими находками, светился юмором, милыми, по сюжету совершенно оправданными актерскими дурачествами, возведенными в ранг искусства, ибо исполнителями этих киноминиатюр были такие великие актеры как Рамаз Чхиквадзе, Эроси Манджгаладзе, Кахи Кавсадзе, Резо Эсадзе и, наконец, сама Лейла... Фильм этот очень порадовал зрителя.

Одним из последних фильмов, в котором снялась с присущим ей блеском Лейла, был фильм Ланы Гогоберидзе «Круговорот». Роль сложная, разноплановая, эффектная и выигрышная. Зрелый талант актрисы достиг в этой работе пика совершенства, что и было отмечено на МКФ в Токио. Председательствовал в жюри Грегори Пек. В своем выступлении он отметил, что встреча с грузинским кинематографом произвела на него большое впечатление, в особенности игра такой интересной и оригинальной актрисы, как Лейла Абашидзе. Здесь Лейла еще раз доказала нам и всему миру свою неувядаемость, свой высокий профессионализм...

Титул «звезда экрана» Лейла впервые получила в Америке. В 1954 году на Неделе показа советского фильма в Нью-Йорке в ретроспективный показ была включена только что отснятая «Стрекоза». Знаменитый американский кинокритик Бен Леви в газете «Дейли Уоркер» писал: «Теперь у Советов есть своя звезда экрана, своя Мери Пикфорд...»

В 1999 году на американском телевидении состоялся ретроспективный показ фильмов с участием Лейлы Абашидзе. Вела передачу Виктория Токарева. В телепередаче приняла участие и приглашенная на нее Лейла. Во вступительном слове ведущая приобщила Лейлу Абашидзе к мировым вундеркиндам, начавшим карьеру в раннем возрасте – Джекки Кугану, Джуди Гарланд, Лиз Тейлор... В Америке актеры-легенды получают «Оскара», их руки и ступни впечатываются в дорожки Голливуда...

А что получают они у нас? Чем наградить при жизни такую актрису-легенду, как Лейла Абашидзе? Дарите славу звездам при жизни! Ушедших слава найдет сама...

Диана КЕССНЕР


Актёрские работы

Каджана (1941)
Золотая тропа (1945)  
Колыбель поэта (1947)
Весна в Сакене (1951)
Кето и Котэ (1953)
Стрекоза (1954)  
Они спустились с гор (1955)  
Заноза (1957)  
Наш двор (1957)  
Майя из Цхнети (1958)  
Где твое счастье (1959)
На пороге жизни (1961)
Я буду танцевать (1963)
Труд и розы (1963)
Закон гор (1964)
Встреча в горах (1966)  
Встреча с прошлым (1966)  
Тифлис-Париж и обратно (1981)
Легенда о Сурамской крепости (1984)  
Путешествие молодого композитора (1985)  
Круговорот (1986)  


Режисерские работы

Тифлис-Париж и обратно (1981) 




Hosted by uCoz